Английский для работы и жизни
Автор сегодняшней статьи Максим Ильяхов, выпускник ин. яза МГУ, преподаватель, кандидат педагогических наук по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)», который в настоящий момент является редактором проекта "Мегаплан".
Немногие знают, что до Мегаплана я был учителем английского. На старших курсах ин. яза я стал репетитором, потом несколько лет преподавал английский в языковой школе.
Преподавал взрослым: рекламщикам, маркетологам и социологам. Все они работали в офисах, были заняты, у всех семьи, собаки и ипотеки. И одна проблема на всех: сколько раз уже пытались выучить английский, и все без толку. У каждого своя стадия:
- «Учил в школе, чуть-чуть понимаю, но говорить не могу»;
- «Учил в вузе, но все забыл»;
- «Ходил на курсы, но так и не заговорил»;
- «Занимался полгода с репетитором, но без толку».
Если вам знакомы эти проблемы, статья для вас.
Осторожно!
В статье встречаются
анимированные изображения
Правила и практика
На первых занятиях студенты уверены, что английский — это слова и правила. Выучил, мол, 1000 слов и 16 времен, и можно говорить. Поэтому нужно учить как можно больше новых слов и правил, как можно скорее. Это не так.
Вспомните, как вы говорите по-русски. Пронаблюдайте за разумом: слова как будто сами складываются в предложения, почти без вашего участия. Вы не успели додумать — а с языка уже слетело сложносочиненное предложение.
Как у вас это получается? Неужели где-то в подсознании вы вспомнили окончания, проспрягали глаголы и применили правила синтаксиса? Ничего подобного.
Когда мы говорим, мы не конструируем фразу с нуля. Мы собираем ее из готовых фрагментов, которые хранятся в языковых центрах мозга. Помните «автопилот» из рассылки о взломе маркетинга? В речи примерно так же: языковой центр мгновенно собирает предложения из готовых фраз. Мы не «строим» свою речь. Скорее, наш языковой центр ее «вспоминает».
Чем больше «помнит» наш языковой центр, тем богаче речь: как на родном, так и на иностранном языке. Если языковой центр помнит неправильно (ложит ихние дóговоры в пóртфель), вы будете говорить с ошибками. Там же хранится ваш словарный запас и говор. Если вам тяжело заговорить на иностранном языке, нужно тренировать эти области мозга.
У сознания нет прямого доступа в языковые центры. Вы не можете записать в них нужную фразу (так же, как не можете скомандовать лишнему жиру рассосаться). Но вы можете натренировать языковые центры так, чтобы они начали эти фразы запоминать.
В этом и есть суть занятий иностранным языком. Вы занимаетесь не чтобы выучить правила. Вы занимаетесь, чтобы тренировать мозг. Как в спорте.
Центр Брока и область Вернике — основные области мозга, отвечающие за речь. Википедия
Эффективное занятие
Эффективное занятие английским — это капля теории и океан практики. Как в спортзале: тренер один раз показывает упражнение, и дальше вы тренируетесь под его присмотром. С каждым упражнением ваш языковой центр все прочнее запоминает нужные фразы.
Например, я прохожу с начинающими ребятами present perfect. Объясняю за пять минут правило. Пишу на доске примеры, чтобы ребята могли посматривать. Теперь начинаем сорокаминутную тренировку.
Ребята-рекламщики знают слова «макет», «концепция», «аудитория» и «стратегия». Еще знают глаголы «принять», «отклонить», «прислать», «описать» и «согласовать». Даю им задания, в которых они заполняют пропуски в предложениях:
- Я уже (принять) макет
- Но вы уже (отклонить) концепцию
- Он уже (прислать) стратегию, а я уже (описать) аудиторию
И так еще минут 15. Как только группа заскучала, даю новое задание, чуть сложнее. Теперь они сами составляют предложения:
- Я уже ____________ макет, но они его ____ не __________
- Они уже ____________ дизайн, но еще _____________ концепцию
- Он уже __________ дизайн, а я еще ________________ стратегию
Когда и это становится слишком простым, добавляю вопросительные формы в новом задании на диалог:
- — ________________________________?
— Нет, они еще (не согласовать) концепцию. - — Как дела с описанием аудитории?
— _____________________. А они (уже, прислать) макеты?
— Нет, ____________________________
Где-то ребята заполняют пробелы в тетрадке, где-то переводят устно, где-то слушают на кассете, переписывают на карточки, задают друг другу вопросы, разыгрывают диалог по ролям. Везде суть одинаковая: отработать новый языковой материал. Студенты сами не замечают, как на сотый раз этот present perfect отскакивает от зубов.
На следующем занятии я подмешаю в отработку еще несколько слов или новую грамматическую форму. Постепенно задания станут сложнее. А по мере того как мои ребята привыкнут говорить по-английски, им нужно будет все меньше повторений. Упражнения станут более творческими.
По ходу выполнения заданий я записываю за студентами, у кого с чем трудности. Сразу после очередного задания я даю небольшую отработку на проблемные области. На следующее занятие повторяю отработку проблемных областей.
Работа утомительная, но интересная. Чувствуешь себя, как врач, который наблюдает за ходом лечения и назначает новые лекарства.
Учебники
К сожалению, ни один учебник английского, даже с рабочими тетрадями, не дает достаточно заданий на отработку. Поэтому на каждую тему я готовил дюжину дополнительных заданий. Есть еще отличные сборники задач по грамматике, они выручали:
Если преподаватель приходит к вам с потрепанным «Мерфи», вы на правильном пути.
Преподаватель может давать статьи из англоязычных журналов, видеоролики, фрагменты фильмов и сериалов. У меня была группа, с которой я слушал лекции на «Теде». Еще была девочка, которая любила группу «Токио отель», и мы разбирали их песни.
Существует миф, что заниматься нужно только по проверенным британским учебникам. И что какие-то учебники «хорошие», а другие — «плохие». На самом деле главное — соблюдение технологии обучения, а учебник — лишь один из инструментов, как гантели или скакалка. Если преподаватель нарушает технологию, то ему не поможет самый гениальный учебник.
А еще есть научный факт: чтобы усвоить слово или фразу, ученик должен несколько раз ее прочитать, услышать, произнести и написать, причем в разных ситуациях и по памяти. Поэтому я старался, чтобы к занятию у меня было 2 больших текста, 75 заданий на лексику, 5 аудиозаписей, полстраницы новых слов и целое множество примеров всех сортов и расцветок, а также видеозаписи, диалог, куча карточек, дюжина предложений на перевод и тест. Не то, что бы это был необходимый запас для занятия. Но если начал собирать методические материалы, становится трудно остановиться.
Выбор преподавателя
Преподаватель — ваш тренер. Его задача — заставлять вас делать упражнения, отрабатывать языковые формы и, в последнюю очередь, объяснять теорию.
Преподаватели бывают какие угодно: от третьекурсников из общаги до седовласых профессоров из сталинской высотки. Как и в любой работе, чем человек опытнее, тем лучше. Профессионала, который любит свою работу, вы почувствуете интуитивно при встрече.
На рынке преподавателей есть особая беда: человек идет преподавать, зная язык, но не зная методику. Чаще всего это студенты-филологи. Они самонадеянно считают, что знания языка хватит для работы преподавателем. Это подход дилетанта.
Работа преподавателя гораздо сложнее, чем просто объяснить правило и проверить тетрадку. Преподаватель следит, какие задания им даются с трудом, выявляет пробелы и адаптирует программу. Преподаватель знает, как человек усваивает информацию. Преподаватель терпеливый, внимательный и аккуратный. Хороший преподаватель похож на врача.
Но не на этого
Как выявить дилетанта в преподавании:
- Дилетант занимается с вами по одному учебнику, без рабочих тетрадей и дополнительных материалов. С ним вы «проглатываете» учебник за 4 месяца, но в голове ничего не оседает. Хороший преподаватель замучает вас учебниками, распечатками и интернетом.
- Дилетант не ставит вам аудиозаписи или не показывает видео. Любой серьезный преподаватель знает, что без аудирования нельзя.
- У дилетанта каждое новое занятие — это новая тема и новый материал. Он не слышал о повторах и закреплении. Он не ведет в тетради список слов и выражений, которые нужно с вами отработать на следующем занятии. Хороший преподаватель не расстается с блокнотом и помечает, в чем у вас трудности.
- Дилетант много говорит. Хороший преподаватель заставляет говорить вас.
Часто дилетантами оказываются иностранцы. Они зарабатывают на мифе, что лучше всего учиться у носителей языка. Это так, если вы достигли высокого уровня, и вам нужно отточить акцент или поднатореть в темпе речи. Но если вы только проходите present perfect, выбирайте в первую очередь профессионального преподавателя, а не того, кто хорошо разговаривает.
Думайте о преподавателе, как о враче или тренере. Вы вряд ли доверите свое тело просто накачанному мужику: вам нужен как минимум выпускник института физкультуры.
Сроки
Нельзя сбросить 15 килограмм за 15 тренировок — это связано со скоростью обмена веществ в организме. Так же нельзя освоить язык за два месяца или даже полгода. Настройтесь заниматься не меньше года, по-другому результата не бывает. Если кто-то обещает вам результат за 3-6 месяцев — ищите сноску-звездочку, что-то здесь не так.
Как и в спорте, в языке гораздо важнее заниматься регулярно, чем на износ. Лучше заниматься 3 раза в неделю по часу, чем раз в неделю по три.
На регулярность влияет что угодно:
- ходите ли вы на занятия, или репетитор приезжает к вам в офис;
- попадают ли занятия на рабочее время или семейные дела (и то, и другое запросто вытесняет занятия);
- платите вы авансом за месяц или по факту;
- приятен ли вам преподаватель;
- зависит ли от иностранного языка ваша карьера, или же вы занимаетесь без особой цели.
Если для занятий вам придется три раза в неделю уезжать с работы в 16:30 и нестись на другой конец города, то вас хватит ровно до ближайшего аврала. Не ставьте себя в эту ситуацию.
Сделайте наоборот: организуйте группу из четверых коллег и наймите репетитора, чтобы он приезжал к вам три раза в неделю после работы. Деньги собирайте со всех авансом за месяц. Большинство работодателей согласятся разделить с вами эти расходы. И повесьте в офисе таблицу с оценками, чтобы прогульщикам было стыдно.
Тщательная подготовка к занятиям даст гораздо больше, чем кажется. Вам не нужна изнурительная гонка за знаниями: вы быстро выдохнетесь и бросите. Вам нужно спокойное комфортное плавание. Обеспечьте комфортные условия, и будет волшебно.
Язык в жизни
Отличный способ ускорить рост — окружить себя иностранным языком в жизни. Вы должны соприкасаться с языком не только на занятиях, но и дома, на работе и в дороге. Чем чаще — тем лучше.
Поставьте в телефоне и на компьютере англоязычный интерфейс. Поменяйте язык в соцсетях. Возьмите простенькую книжку на английском.
Если вы справились с начальным уровнем, попробуйте посмотреть иностранные сериалы на английском. Для начинающих подойдут незамысловатые комедии: «Друзья» и «Как я встретил вашу маму». Более продвинутый уровень — «Клиника», «Доктор Хаус», «Безумцы» (Mad Men). Сейчас модно смотреть Masters of Sex. Если учите английский с ребенком, посмотрите британский сериал «Доктор кто».
Художественные фильмы тоже можно, но они менее эффективны. Преимущество сериала в том, что в сумме он очень длинный — десятки часов. За это время вы смотрите на одних и тех же персонажей, которые говорят примерно одни и те же слова с одними и теми же заученными интонациями. Это идеальная ситуация для отработки языкового материала.
Когда я учился в институте, я устраивал «заплывы»: шесть серий «Хауса» за ночь, сезон за неделю. На четвертый день все фразы из сериала не только отскакивали от зубов, но и выдавались с характерными акцентами. Вот этот парень говорит с австралийским:
Где-то серии на десятой сериал уже можно просто слушать: ничего нового в кадре, скорее всего, не происходит. Поэтому закачивайте новые серии в телефон и слушайте в дороге.
Заговорить может каждый
Не бывает людей, которые не могут освоить иностранный язык. Все эти байки о природной предрасположенности вас не касаются. Вы же не десять языков учите. Как минимум один иностранный язык вам точно доступен. Два — тоже.
Если у вас не получается заговорить на иностранном языке, подумайте, что вы упустили:
- Занимались ли вы отработкой? Или же вы только учили правила? Теперь вы знаете, что этого недостаточно.
- Что делал ваш преподаватель? Вы шли по учебнику или он серьезно занимался вашим развитием? Теперь вы знаете, что учебник — это лишь один из инструментов.
- Как часто вы занимались? Если нерегулярно и редко, то нужно было просто создать комфортные для себя условия.
- Надолго ли вас хватило? Если вы ждали результат через три месяца, а потом бросили — ничего удивительного. Теперь вы знаете, что результат будет нескоро.
- Что вы делали между занятиями? Получилось ли у вас окружить себя иностранным языком?
Оригинал этой статьи был первоначально опубликован на блоге "Большие планы"